Институт педагогики и психологии
Кафедра теории и методики общего и профессионального образования
По содержанию деятельности кафедра теории и методики общего и профессионального образования является общеуниверситетской: преподаватели принимают участие в реализации образовательных программ всех уровней высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), дополнительных образовательных программ развития профессиональной компетентности.
Кадровый состав
Шевченко
Наталья Николаевна
заведующий кафедрой, и.о. заведующего кафедрой
Богданова
Надежда Анатольевна
Ильина
Наталья Николаевна
Птицына
Елена Викторовна
Терюшкова
Юлия Юрьевна
доцент
Бабакова
Татьяна Анатольевна
Ермакова
Людмила Ивановна
доцент
Любек
Диана Андреевна
Раевская
Елена Александровна
доцент
Янюшкина
Галина Михайловна
Направления научной деятельности
- Актуальные вопросы обучения и воспитания // ГРНТИ: 14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики;
- Психолого-педагогическая поддержка образовательного процесса в школе и вузе // ГРНТИ: 14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики;
- Организация проектной и исследовательской деятельности педагогов и обучающихся // ГРНТИ: 14.01.21 Организация научно-исследовательской работы в области образования и педагогики
Научные проекты
- Евразийская школа содружества и взаимопомощи «Севастополь - Россия - Мир», 2018 г. (участник – Н.Н. Шевченко);
- Интернет-ресурс «Молодой учитель Карелии», 2017 г. (руководитель – Н.А. Богданова);
- Моделирование практико- и проектноориентированной образовательной программы «Педагогическое образование (магистратура), 2018 г. (руководитель – Е.А. Сергина);
- Разработка и апробация новых подходов к повышению эффективности усвоения учебного материала и практических навыков, 2017 г. (руководитель – Т.А. Бабакова);
- Разработка организационных решений и методик для системной работы с отстающими студентами, 2017 г. (руководитель – Е.А. Раевская);
- поддержка гранта ОГОН РФФИ № 17-16
- Традиционные и инновационные форматы организации обучения в современной малокомплектной школе (на примере образовательных организаций Республики Карелия)» - 10001/17-ОГОН, (руководитель - З.Б. Ефлова, участники – Е.А. Сергина, Г.М. Янюшкина).
- Университетская школа будущего 5.0, 2017 г. (руководитель – Н.А.Бурдюгова, участник – Г.М. Янюшкина).
Учебная и педагогическая практика
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" (2 И 3 КУРС)
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" (4 КУРС)
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" (5 КУРС)
Комплексная педагогическая практика студентов университета проводится на 5 курсе преимущественно в общеобразовательных школах.
Преподаватели кафедры выполняют функциональные обязанности руководителей практики по психологии и педагогике, взаимодействуя с методистами по предметам, учителями и классными руководителями. Программой практики предусматриваются следующие основные направления в работе студента-практиканта:
- Учебная работа - планирование, подготовка, проведение и анализ уроков; подготовка и проведение индивидуальных и групповых внеклассных занятий с учащимися; изготовление наглядных пособий и дидактических материалов; проверка тетрадей и т.п.
- Воспитательная работа в качестве помощника классного руководителя - изучение документации; проверка дневников учащихся; организация различных видов деятельности школьников (трудовой, спортивной, художественно-эстетической, познавательной); ознакомление с методикой работы с родителями и ученическими организациями и т.п.
- Учебно-исследовательская работа по психологии и педагогике - применение комплекса методов психолого-педагогического исследования при изучении личности учащегося и ученической группы (класса).
Программа педагогической практики
Партнеры
- Министерство образования Республики Карелия
- Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия
- ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена";
- ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет";
- Государственное автономное образовательное учреждение Республики Карелия дополнительного профессионального образования "Карельский институт развития образования";
- Муниципальное бюджетное учреждение петрозаводского городского округа "Центр развития образования";
- Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Карелия "Петрозаводский педагогический колледж";
- Петрозаводский колледж железнодорожного транспорта – филиал ФГБОУ ВПО "Петербургский государственный университет путей сообщения";
- Некоммерческий фонд "Новое образование" г. Петрозаводска;
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Карельский филиал;
- Муниципальные бюджетные учреждения средние общеобразовательные школы г. Петрозаводска (Финно-угорская школа, лицеи – Университетский, Державинский, №40, гимназии – №17, №30, Ломоносовская, школы №10,14, 36 и др.).
- Образовательные организации Республики Карелия.
Профессиональное сотрудничество с институтами ПетрГУ
- Институт биологии, экологии и агротехнологий
- Институт иностранных языков
- Институт истории, политических и социальных наук
- Институт лесных, горных и строительных наук
- Институт математики и информационных технологий
- Институт педагогики и психологии
- Институт физической культуры, спорта и туризма
- Институт филологии
- Институт экономики и права
- Медицинский институт
- Физико-технический институт
Профессиональное сотрудничество с подразделениями ПетрГУ
Публикации
Статьи (253)
- Птицына, Е.В. Этнокультурные составляющие профессиональной подготовки будущего учителя в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] / Е.В. Птицына, Т.И. Березина, Е.Н.Федорова, М.С. Москаленко // Современные проблемы науки и образования. - Москва, 2023. - №1. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50341610. - ISSN 2070-7428. (ВАК, РИНЦ)
- Птицына, Е.В. Профессиональная подготовка будущего учителя: этнокультурный компонент [Электронный ресурс] / Е.В. Птицына // ALMA MATER (Вестник высшей школы). - Москва, 2023. - №2. - С.68-74. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50328481. - ISSN 1026-955X. (ВАК, РИНЦ, ERIH PLUS)
- Птицына, Е.В. Профессиональная подготовка будущего учителя на основе положений субъектоцентрированного подхода [Электронный ресурс] / Е.В. Птицына, Т.И.Березина, Е.Н.Федорова, М.С.Москаленко // Современные наукоемкие технологии. - Москва, 2023. - №1. - С.146-150. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50183662. - ISSN 1812-7320. (ВАК, РИНЦ)
- Янюшкина, Г.М. Видеоматериалы как средство формирования метапредметных результатов обучающихся основной школы [Электронный ресурс] / Г.М. Янюшкина // Актуальные проблемы педагогики и психологии : электронный сборник статей. - Петрозаводск, 2022. - С.С.134-139. (РИНЦ)
- Ермакова Л.И. Использование видеоматериалов на уроках географии как средство повышения мотивации обучающихся [Электронный ресурс] / Л.И. Ермакова, Т.С. Филиппова // Актуальные проблемы педагогики и психологии : электронный сборник статей. - Петрозаводск, ПетрГУ, 2022. - С.58-62. (РИНЦ)
- Ермакова, Л.И. Неуспеваемость школьников как проблема современной школы [Электронный ресурс] / Л.И. Ермакова // Актуальные проблемы педагогики и психологии : электронный сборник статей. - Петрозаводск, ПетрГУ, 2022. - С.53-57. (РИНЦ)
- Богданов С.Р. 90 лет физико-математическому факультету Карельского педагогического института [Текст] / С.Р. Богданов, Т.И. Енне, Г.Н. Кагачева, А.Н. Кокатев, Е.И. Прохорова, Т.М. Пуолокайнен, К.В. Степанова, Н.М. Яковлева, Г.М. Янюшкина // Математическое образование Журнал Фонда математического образования и просвещения. - Москва, 2022. - №№ 3 (103),. - С.55-72. - ISSN ISSN 1992-6138. (РИНЦ)
- Птицына, Е.В. Аксиологические аспекты этнокультурного воспитания студентов в образовательном процессе вуза [Текст] / Е.В. Птицына // ALMA MATER (Вестник высшей школы). - 2022. - №9. - С.81-87. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=49478084&ysclid=lb42g15i4x896727881. - ISSN 1026-955X. (ВАК, РИНЦ, ERIH PLUS)
- Шевченко, Н.Н. Ценностный аспект ориентации студентов на педагогическую профессию [Электронный ресурс] / Н.Н. Шевченко // Актуальные проблемы педагогики и психологии: электронный сборник статей. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2022. - С.119 -126. (РИНЦ)
- Богданова, Н.А. Особенности реализации коммуникативных функций в условиях дистанционного обучения. [Текст] / Н.А. Богданова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. - Петрозаводск, 2022. - С.6-12. (РИНЦ)
- Показать все публикации "Статья" (253)
Глава в коллективной монографии (13)
Учебники (4)
Доклад / статья в материалах (трудах) конференций, симпозиумов и т.п. (76)
Тезисы докладов/сообщений конференций (1)
Учебные пособия (19)
Монографии (13)
Учебно-методические пособия (4)
Практикумы (1)
Учебно-методические ресурсы
Электронные УМКД (сетевые образовательные модули)
Бабакова Т. А. Педагогика высшей школы
Богданова Н. А. Введение в педагогическую деятельность. Общие основы педагогики (Богданова Н.А.)
- Все электронные УМКД (сетевые образовательные модули) (6)
Презентации
Сергина Е. А. Государственная политика в области образования
Сергина Е. А. Деятельность классного руководителя
- Все презентации (8)
Электронные издания: монографии
Бабакова Т. А., Раевская Е. А., Сухоруков А. С., Терюшкова Ю. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в университете
Волошина Т. А., Шевченко Н. Н., Шевченко В. И. Формирование предпринимательских качеств студентов педагогического вуза в процессе интерактивного обучения
- Все электронные издания: монографии (4)
Электронные издания: учебные пособия
Бабакова Т. А. Педагогические основы высшего образования: дидактичеcкие материалы
Бабакова Т. А. Педагогика
- Все электронные издания: учебные пособия (18)
Электронные издания: статьи
Бабакова Т. А., Кремнева В. Н. Педагогическое сопровождение процесса внедрения инновационных педагогических технологий в Петрозаводском госуниверситете
Бабакова Т. А., Минвалеев С. А. Модульный подход в изучении студентами культуры прибалтийско-финских народов
- Все электронные издания: статьи (3)
Другие