Институт педагогики и психологии
Кафедра теории и методики общего и профессионального образования
По содержанию деятельности кафедра теории и методики общего и профессионального образования является общеуниверситетской: преподаватели принимают участие в реализации образовательных программ всех уровней высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), дополнительных образовательных программ развития профессиональной компетентности.
Кадровый состав
Шевченко
Наталья Николаевна
заведующий кафедрой, и.о. заведующего кафедрой
Богданова
Надежда Анатольевна
Любек
Диана Андреевна
Раевская
Елена Александровна
доцент
Янюшкина
Галина Михайловна
Бабакова
Татьяна Анатольевна
Ермакова
Людмила Ивановна
доцент
Птицына
Елена Викторовна
Терюшкова
Юлия Юрьевна
доцент
Направления научной деятельности
- Актуальные вопросы обучения и воспитания // ГРНТИ: 14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики;
- Психолого-педагогическая поддержка образовательного процесса в школе и вузе // ГРНТИ: 14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики;
- Организация проектной и исследовательской деятельности педагогов и обучающихся // ГРНТИ: 14.01.21 Организация научно-исследовательской работы в области образования и педагогики
Научные проекты
- Евразийская школа содружества и взаимопомощи «Севастополь - Россия - Мир», 2018 г. (участник – Н.Н. Шевченко);
- Интернет-ресурс «Молодой учитель Карелии», 2017 г. (руководитель – Н.А. Богданова);
- Моделирование практико- и проектноориентированной образовательной программы «Педагогическое образование (магистратура), 2018 г. (руководитель – Е.А. Сергина);
- Разработка и апробация новых подходов к повышению эффективности усвоения учебного материала и практических навыков, 2017 г. (руководитель – Т.А. Бабакова);
- Разработка организационных решений и методик для системной работы с отстающими студентами, 2017 г. (руководитель – Е.А. Раевская);
- поддержка гранта ОГОН РФФИ № 17-16
- Традиционные и инновационные форматы организации обучения в современной малокомплектной школе (на примере образовательных организаций Республики Карелия)» - 10001/17-ОГОН, (руководитель - З.Б. Ефлова, участники – Е.А. Сергина, Г.М. Янюшкина).
- Университетская школа будущего 5.0, 2017 г. (руководитель – Н.А.Бурдюгова, участник – Г.М. Янюшкина).
Учебная и педагогическая практика
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" (2 И 3 КУРС)
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" (4 КУРС)
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" (5 КУРС)
Комплексная педагогическая практика студентов университета проводится на 5 курсе преимущественно в общеобразовательных школах.
Преподаватели кафедры выполняют функциональные обязанности руководителей практики по психологии и педагогике, взаимодействуя с методистами по предметам, учителями и классными руководителями. Программой практики предусматриваются следующие основные направления в работе студента-практиканта:
- Учебная работа - планирование, подготовка, проведение и анализ уроков; подготовка и проведение индивидуальных и групповых внеклассных занятий с учащимися; изготовление наглядных пособий и дидактических материалов; проверка тетрадей и т.п.
- Воспитательная работа в качестве помощника классного руководителя - изучение документации; проверка дневников учащихся; организация различных видов деятельности школьников (трудовой, спортивной, художественно-эстетической, познавательной); ознакомление с методикой работы с родителями и ученическими организациями и т.п.
- Учебно-исследовательская работа по психологии и педагогике - применение комплекса методов психолого-педагогического исследования при изучении личности учащегося и ученической группы (класса).
Программа педагогической практики
Партнеры
- Министерство образования Республики Карелия
- Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия
- ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена";
- ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет";
- Государственное автономное образовательное учреждение Республики Карелия дополнительного профессионального образования "Карельский институт развития образования";
- Муниципальное бюджетное учреждение петрозаводского городского округа "Центр развития образования";
- Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Карелия "Петрозаводский педагогический колледж";
- Петрозаводский колледж железнодорожного транспорта – филиал ФГБОУ ВПО "Петербургский государственный университет путей сообщения";
- Некоммерческий фонд "Новое образование" г. Петрозаводска;
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Карельский филиал;
- Муниципальные бюджетные учреждения средние общеобразовательные школы г. Петрозаводска (Финно-угорская школа, лицеи – Университетский, Державинский, №40, гимназии – №17, №30, Ломоносовская, школы №10,14, 36 и др.).
- Образовательные организации Республики Карелия.
Профессиональное сотрудничество с институтами ПетрГУ
- Институт биологии, экологии и агротехнологий
- Институт иностранных языков
- Институт истории, политических и социальных наук
- Институт лесных, горных и строительных наук
- Институт математики и информационных технологий
- Институт педагогики и психологии
- Институт физической культуры, спорта и туризма
- Институт филологии
- Институт экономики и права
- Медицинский институт
- Физико-технический институт
Профессиональное сотрудничество с подразделениями ПетрГУ
Публикации
Статьи (261)
- Терюшкова, Ю.Ю. Деловая игра как метод развития общепрофессиональных компетенций студентов вуза [Электронный ресурс] / Ю.Ю. Терюшкова // Научный электронный рецензируемый журнал "Обществознание и социальная психология". - Краснодар, 2023. - С.12-18. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp. (РИНЦ)
- Шевченко, А.В. Формирование профессиональной культуры будущего учителя средствами арт-педагогики [Электронный ресурс] / А.В. Шевченко, Т.А. Бабакова // Гуманитарные аспекты образования в Северных регионах России: сборник научных трудов. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2023. - С.193 -198. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54680040 . (РИНЦ)
- Птицына, Е.В. Проектная деятельность в технологическом образовании [Текст] / Е.В. Птицына // Современные наукоемкие технологии. - Москва, 2023. - №6. - С.138-143. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=54115923. - ISSN 1812-7320. (ВАК, РИНЦ)
- Терюшкова, Ю.Ю. Особенности карьерных представлений студентов: исследование и анализ. [Текст] / Ю.Ю. Терюшкова // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - Нижний Новгород, 2023. - №8. - С.123-129.
- Бабакова Т.А. Организационные и дидактические подходы к созданию и функционированию центра академического письма в региональном университете [Электронный ресурс] / Т.А. Бабакова, О.Л. Добрынина, Л.Н. Юсупова // Непрерывное образование: XXI век / Петрозаводский госуниверситет . - Петрозаводск, 2023. - №3 (43). - С... - Режим доступа: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=8645. (ВАК, РИНЦ, ERIH PLUS)
- Богданова, Н.А. Организация проектной деятельности школьников в условиях обновленного федерального государственного образовательного стандарта [Текст] / Н.А. Богданова // Гуманитарные аспекты образования в Северных регионах России = Humanitarian aspects of education in the Northern regions of Russia : сборник научных трудов. - Петрозаводск, 2023. - С.39-44. (РИНЦ)
- Ермакова Л.И. Формирование мотивации обучающихся к учению в образовательном процессе школы // Л.И. Ермакова, В.Р. Вишневская // Тенденции развития науки и образования: Изд. Научный центр «LJournal», Самара. – 2023. - №98 (Ч.1). – С. 107-111 (РИНЦ)
- Птицына Е.В. Национально-культурный компонент в образовательной области "Технология" в современной школе [Электронный ресурс] / Е.В. Птицына, М.М. Ванханен // Тенденции развития науки и образования. - Самара, 2023. - №97-2. - С.142-146. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=54021093. (РИНЦ)
- Птицына, Е.В. Духовно-нравственное воспитание средствами героического наследия как основа формирования личности будущего педагога [Текст] / Е.В. Птицына, О. А. Теряева // Тенденции развития науки и образования. - Самара, 2023. - №98-2. - С.47-51. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=54156504. (РИНЦ)
- Птицына, Е.В. Духовно-нравственное воспитание будущих педагогов средствами героического наследия [Электронный ресурс] / Е.В. Птицына, О.А. Теряева // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2023. - Вып.79 (1). - С.241-244. - Режим доступа: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/5940/%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%2079%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%201,%202023%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf. - ISSN 2311-1305. (ВАК, РИНЦ)
- Показать все публикации "Статья" (261)
Глава в коллективной монографии (14)
Учебники (4)
Доклад / статья в материалах (трудах) конференций, симпозиумов и т.п. (76)
Тезисы докладов/сообщений конференций (1)
Учебные пособия (19)
Монографии (13)
Учебно-методические пособия (5)
Практикумы (1)
Учебно-методические ресурсы
Электронные УМКД (сетевые образовательные модули)
Бабакова Т. А. Педагогика высшей школы
Богданова Н. А. Теория обучения и воспитания
- Все электронные УМКД (сетевые образовательные модули) (8)
Презентации
Сергина Е. А. Государственная политика в области образования
Сергина Е. А. Деятельность классного руководителя
- Все презентации (8)
Электронные издания: монографии
Бабакова Т. А., Раевская Е. А., Сухоруков А. С., Терюшкова Ю. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в университете
Волошина Т. А., Шевченко Н. Н., Шевченко В. И. Формирование предпринимательских качеств студентов педагогического вуза в процессе интерактивного обучения
- Все электронные издания: монографии (4)
Электронные издания: учебные пособия
Бабакова Т. А. Педагогические основы высшего образования: дидактичеcкие материалы
Бабакова Т. А. Педагогика
- Все электронные издания: учебные пособия (18)
Электронные издания: статьи
Бабакова Т. А., Кремнева В. Н. Педагогическое сопровождение процесса внедрения инновационных педагогических технологий в Петрозаводском госуниверситете
Бабакова Т. А., Минвалеев С. А. Модульный подход в изучении студентами культуры прибалтийско-финских народов
- Все электронные издания: статьи (3)
Другие